Общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Электроника-Бизнес-Сервис»

(ООО «Фирма «ЭлБиС»)

Система многофункциональная измерительная
информационная
МИИС-1

Руководство по эксплуатации
Э2007РЭ

Снежинск

2015

Настоящее руководство по эксплуатации распространяется на систему многофункциональную измерительную информационную МИИС-1 Э2007 и содержит сведения о ее характеристиках, принципе действия, а также указания, необходимые для правильного и безопасного использования по назначению, технического обслуживания, хранения и транспортирования.


1 ОПИСАНИЕ И РАБОТА ИЗДЕЛИЯ


1.1 Назначение и область применения
1.1.1 Система многофункциональная измерительная информационная МИИС-1 Э2007
(далее – МИИС-1) предназначена для определения основных параметров движения
локомотивов железнодорожного транспорта: скорости и направления движения локомотива,
давления воздуха в тормозной магистрали.
1.1.2 МИИС-1 применяется на локомотивах внутризаводского железнодорожного
транспорта.
1.1.3 МИИС-1 включает в себя аппаратуру (блоки и датчики), размещаемую на
локомотиве (бортовые средства), и аппаратно-программные средства, находящиеся в
диспетчерском пункте.
Параметры движения отображаются на табло блока индикации графического в
локомотиве, а также передаются в диспетчерский пункт в персональный компьютер для
анализа и контрольных проверок соблюдения графиков движения.
1.1.4 По устойчивости к климатическим воздействиям составные части МИИС-1
относятся к следующим группам исполнения по ГОСТ 15150-69:

1.1.5 Рабочий диапазон температур составных частей МИИС-1, °С

1.2 Технические характеристики
1.2.1 Метрологические характеристики МИИС-1 приведены в таблице 1

Таблица 1 – Метрологические характеристики

1.2.2 Функциональные характеристики

1.2.2.1 Измеренные параметры отображаются на экране БИГ и записываются во внут-реннюю память БПЦ.

1.2.2.2 МИИС-1 обеспечивает сбор и хранение данных за весь период эксплуатации, а также их сохранность при отключении питания.

1.2.2.3 Трансляция данных из внутренней памяти БПЦ в пункт обработки измеритель-ной информации (диспетчерский пункт) выполняется по радиоканалу – сотовой связи GSM.

В дополнение к беспроводной передаче данных в МИИС-1 предусмотрена ручная трансляция данных с помощью переносного модуля запоминающего устройства МЗУ в виде флэш-накопителя с интерфейсом USB.

1.2.2.4 Дополнительно МИИС-1 может обладать (в зависимости от комплектации по заявке пользователя) без изначального нормирования значений погрешностей возможностью регистрации:

- избыточного давления с пределом измерения свыше 1.0 МПа с помощью датчиков с выходным сигналом 4-20 мА;

- ответа на сигнал бдительности машиниста от локомотивной схемы контроля бди-тельности (отметки моментов нажатия на кнопку, отключающую звуковой сигнал);

- уровня топлива в баке тепловоза;

- скорости движения локомотива с помощью системы GPS (в случае выхода из строя ДЧ);

- расстояния, пройденного локомотивом;

- потребляемой мощности тяговых двигателей;

- текущих географических координат местоположения локомотива (с помощью систе-мы GPS).

1.2.3 Обработка и представление зарегистрированных данных осуществляется с помо-щью специального программного обеспечения, входящего в состав МИИС-1.

1.2.4 Время готовности к работе после подачи питания - не более 1 минуты.

1.2.5 Режим работы бортовых средств МИИС-1 - непрерывный круглосуточный. Допус-кается отключение питания МИИС-1 без потери зарегистрированных данных при проведе-нии на локомотиве технологических и ремонтных работ.

1.2.6 Значения габаритных размеров и массы составных блоков и датчиков приведены в таблице 2.


Таблица 2

1.2.7 Бортовые средства МИИС-1 устойчивы к воздействию возникающих при эксплуа-тации механических нагрузок, соответствующих группе М25 по ГОСТ 17516.1, для ДЧ – группе М27 по ГОСТ 17516.1.

1.2.8 Питание бортового комплекта МИИС-1 осуществляется от бортовой сети локомо-тива постоянного тока с напряжением от 30 до 110 В.

1.2.9 Суммарная потребляемая мощность бортовых средств – не более 25 Вт.

1.2.10 Срок службы МИИС-1 – не менее 6 лет.


1.3 Состав изделия

1.3.1 Состав МИИС-1 приведён в таблице 3.


Таблица 3

1.4 Устройство и работа изделия

1.4.1 Структура МИИС-1 приведена на рисунке 1.

Измерение, индикация и регистрация параметров осуществляется при помощи борто-вых технических средств МИИС-1.

Бортовые средства включают в себя:

- блок процессорный БПЦ;

- блок кроссировочный БК;

- блоки индикации графические БИГ;

- датчики физических величин – давления ДД и частоты обращения ДЧ для измерения скорости и определения направления движения.

Рисунок 1 - Структура МИИС–1

В стационарных условиях диспетчерских пунктов осуществляется расширенное представление данных при помощи персонального компьютера и специального программного обеспечения MIISView.

1.4.2 Измерение скорости и определение направления движения локомотива осуществляется установленным на крышке буксы колёсной пары датчиком частоты обращения ДЧ, который преобразует механическое угловое перемещение колёсной пары в электрические сигналы.

Давление в тормозной магистрали измеряется датчиком давления ДД типа СДВ-И с унифицированным электрическим выходным сигналом 4 20 мА. Сигнал с ДД преобразуется в значение давления.

Цифровые значения скорости и давления вычисляются в блоке кроссировочном БК, к которому подключаются ДЧ и ДД.

По программному запросу блока процессорного БПЦ значения скорости и давления передаются по системной магистрали из БК в БПЦ для запоминания и последующих визуализации на экране БИГ и передачи через FTP- сервер в ПК, находящийся в диспетчерском пункте.

БИГ представляет собой табло для отображения параметров движения и монтируется в кабине локомотива с учётом максимального удобства обозрения экрана.

Направление движения локомотива различается на экране БИГ по штриху (наличию-отсутствию) перед цифровым значением скорости.

Примечание – Яркость экрана БИГ автоматически изменяется по восходу-закату Солнца для заданной местности и времени года.

1.4.3 МИИС-1 при эксплуатации работает в автоматическом режиме и не имеет органов оперативного управления (кнопок, переключателей, регуляторов).

1.4.4 Значения параметров движения один раз в секунду записываются во внутреннюю память БПЦ. Внутренняя память БПЦ реализована на энергонезависимом флэш-накопителе. Объем памяти данных БПЦ позволяет сохранять данные за тридцать суток. Внутри БПЦ расположены устройства, использующие стандарт связи GSM и сигналы системы глобального позиционирования GPS.

1.4.5 В диспетчерском пункте накопленные результаты измерений могут быть про-смотрены в виде графиков движения с помощью программы MIISView.

Передача информации из внутренней памяти БПЦ выполняется двумя способами:

а) в произвольный момент времени с помощью переносного МЗУ, который используется как средство промежуточного хранения информации при её переносе в диспетчерский пункт;

б) один раз в десять минут автоматически по радиоканалу GSM вновь накопленные данные в виде массива измеренных значений скорости и давления воздуха в тормозной магистрали передаются на сервер FTP. Из диспетчерского пункта по каналу выхода в Интер-нет в произвольный момент времени все данные, имеющиеся на сервере FTP, могут быть запрошены, получены и представлены для просмотра и документирования параметров движения локомотива.

1.4.6 МИИС-1 предусматривает возможность наращивания описанных выше измерительных каналов с приведёнными характеристиками до восьми с отражением результатов по каждому каналу отдельно. При увеличении количества каналов используются резервные возможности системы.


1.5 Маркировка и пломбирование

1.5.1 Каждая составная часть МИИС-1 имеет маркировку в соответствии с ГОСТ 13762-86, содержащую товарный знак изготовителя, обозначение устройства, заводской номер, квартал и год изготовления.

1.5.2 Тара имеет маркировку в соответствии с требованиями ГОСТ 14192-77 и манипуляционные знаки «Не бросать», «Верх», «Боится сырости».

1.5.3 Тара пломбируется пломбами ОТК.


1.6 Упаковка

1.6.1 Упаковывание узлов МИИС-1 производится в тару соответствующего габаритного размера. Каждая сборочная единица обёртывается отдельно подпергаментом по ГОСТ 1760 86, стенки и дно тары выкладывается картоном гофрированным по ГОСТ 7376 89. Содержимое в таре не должно перемещаться. Перемещение содержимого устраняется подпергаментом.

1.6.2 Жгуты и кабели, каждая позиция в отдельности, сворачиваются в бухты и укладываются в тару.

1.6.3 Номенклатура упаковки указывается в упаковочном листе, содержащем наименование и обозначение поставляемых устройств и их количество, дату упаковки, подпись и штамп ответственного за упаковку. Упаковочный лист укладывается в тару.


2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ


2.1 Подготовка к использованию

2.1.1 Меры безопасности при подготовке

Монтаж бортовых средств МИИС-1 должен выполняться под наблюдением специалиста, ответственного за проведение на локомотиве работ по обслуживанию электрооборудования. Монтаж должен выполняться при отключённом питании бортовой сети локомотива.

2.1.2 Монтаж бортовых средств МИИС-1, проверка и подготовка к эксплуатации выполняются в соответствии с инструкцией по монтажу Э2007 ИМ.

Операции по 2.1.2 должны производиться персоналом, прошедшим обучение и аттестованным предприятием-изготовителем, или организацией, уполномоченной предприятием-изготовителем.

2.1.3 После завершения монтажа БК и БПЦ опечатываются клеймом ответственного лица с целью исключения неконтролируемого доступа к аппаратуре.


2.2 Использование изделия

2.2.1 Бортовые средства МИИС-1, подготовленные по 2.1, автоматически приходят в состояние готовности к использованию после включения бортового питания локомотива.

2.2.2 После включения питания выполняется самотестирование аппаратуры с отображением на экране БИГ идентификационных данных программного обеспечения: наименования ПО, версии и контрольной суммы. На рисунке 2 приведён экран с идентификационными данными ПО.

Рисунок 2 - Идентификационные данные ПО

После отображения данных о ПО система переходит в рабочий режим.

2.2.3 На рисунке 3 приведён один из вариантов вида экрана БИГ в рабочем режиме.

2.2.4 Машинисту локомотива не требуется выполнять какие-либо действия, касающиеся МИИС-1, за исключением наблюдения за показаниями. Данные о параметрах движения автоматически регистрируются с периодом 1 с во внутренней памяти и каждые 10 минут отправляются по радиоканалу на сервер данных.

2.2.5 Выключение бортового комплекта МИИС-1 происходит при выключении общего бортового питания локомотива.

2.2.6 В диспетчерском пункте оператор имеет возможность:

- просматривать и анализировать данные зарегистрированных параметров движения локомотивов из ранее полученных файлов, в том числе:

определять по графику скорости на экране монитора расстояние и путь, пройденные локомотивом за заданный оператором промежуток времени;

рассчитывать среднюю скорость (от 5-ти км/ч);

определять простои локомотива за смену;

представлять в различном цвете ступени торможения локомотива;

- пополнять (актуализировать) архив данных движения локомотивов.

Работы в диспетчерском пункте выполняются с помощью программного обеспечения MIISView.

Технические требования к персональному компьютеру для работы с программным обеспечением MIISView приведены в приложении А, порядок установки программного обеспечения – в приложении Б.

Рисунок 3 – Вариант вида экрана БИГ

Порядок работы с программным обеспечением MIISView в режиме анализа данных изложен в приложении В.

Примечание – Считывание данных и их анализ должен выполнять персонал, имеющий опыт работы с персональным компьютером в среде MS Windows XP/Vista/7/10.

2.2.7 При отказе радиоканала стандарта GSM, реализованного через оператора сотовой связи, данные из памяти бортового комплекта МИИС-1 могут быть считаны с помощью МЗУ.

Считывание должен выполнять персонал, имеющий на это полномочия от службы контроля параметров движения локомотива.

Считывание выполняется в порядке, описанном в инструкции Э2007 ИС.

2.2.8 Дополнительные информационные параметры бортовых средств МИИС-1 такие, как номер системы и диаметр колеса локомотива (который может корректироваться по мере износа колеса) вводятся разработчиком МИИС-1, а номер локомотива (в привязке к номеру системы) вводит Пользователь в процессе эксплуатации системы. Эти параметры хранятся в памяти МИИС-1 и передаются в диспетчерский пункт вместе с данными параметров движения локомотива.


3 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

3.1 Общие указания

3.1.1 Предусматриваются следующие виды технического обслуживания:

- проверка технического состояния при эксплуатации;

- периодическое и послеремонтное обслуживание.

3.1.2 Техническое обслуживание МИИС-1 проводится персоналом, прошедшим обучение под руководством представителя предприятия-изготовителя, или организацией, уполномоченной предприятием-изготовителем.


3.2 Меры безопасности

3.2.1 Работы, связанные с установкой или снятием составных частей МИИС-1 с мест установки, а также с их подключением и отключением, выполнять при отключённом питании бортовой сети локомотива.


3.3 Проверка технического состояния при эксплуатации

3.3.1 Провести проверку отсутствия механических повреждений, коррозии и отслоения лакокрасочных покрытий на поверхности корпусов, отсутствия коррозии контактов соединителей.

3.3.2 Провести проверку работоспособности системы, включающую в себя:

а) проверку показаний на экране БИГ при движении локомотива. При стоянке (остановке) скорость должна быть равна нулю, при движении изменяться в соответствии с изменением режима движения. Показания по давлению должны совпадать (в пределах погрешности) с показаниями штатного манометра в тормозной магистрали;

б) проверку работы в режиме считывания информации в диспетчерском пункте: данные параметров движения, зафиксированные при выполнении проверки по 3.3.2.а) в памяти БПЦ, должны быть по истечении не более 30 минут доступны для считывания;

в) проверку регистрируемых данных путём их детального анализа с привязкой по времени.


3.4 Периодическое и послеремонтное обслуживание

3.4.1 Периодическое (в том числе цикличные работы ТО3 и ТО6) и послеремонтное обслуживание включает в себя:

- визуальный контроль;

- удаление пыли, влаги с внешних поверхностей;

- чистку (при необходимости) разъёмных соединителей;

- восстановление (при необходимости) лакокрасочных покрытий;

- проверку комплектности;

- проверку правильности ведения эксплуатационной документации;

- проверку работоспособности эксплуатируемых МИИС-1 по 3.3.2;

- проверку МИИС-1 после расконсервации или ремонта согласно разделу 3 инструкции по монтажу Э2007 ИМ.

Периодическое обслуживание проводится в сроки, устанавливаемые в зависимости от условий эксплуатации, но не реже одного раза в квартал.


4 ПЕРИОДИЧЕСКИЕ ПОВЕРКИ

4.1 Периодические поверки МИИС-1 проводятся один раз в год в соответствии методикой поверки МП 37-233-2011 организациями, аккредитованными на право поверки.


5 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

5.1 Транспортирование упакованной в тару МИИС-1 может производиться железнодорожным, водным и воздушным транспортом на любые расстояния без ограничения скорости.

5.2 Складское хранение МИИС-1 производить в упаковке при температуре от 5 до 35°С и относительной влажности до 85% при отсутствии в помещении паров кислот, щелочей и других агрессивных компонентов.


6 УТИЛИЗАЦИЯ

6.1 МИИС-1 не содержит в себе материалов, представляющих опасность для жизни.

6.2 При утилизации произвести полную разборку составных частей МИИС-1 с использованием универсальных инструментов.

6.3 Утилизация МИИС-1 осуществляется отдельно по группам материалов: пластмассовые, металлические и радиотехнические элементы.

ПРИЛОЖЕНИЕ А
(справочное)

ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛЬНОМУ КОМПЬЮТЕРУ ДИСПЕТЧЕРСКОГО ПУНКТА

Персональный компьютер, используемый для приёма, расшифровки, анализа и архивирования данных МИИС-1, должен иметь:

- класс – не ниже PC: CPU 2 ГГц, 2 Гб ОЗУ;

- объем жёсткого диска – не менее 250 Гб;

- подключение к Интернет;

- операционную систему MS Windows ХР/Vista/7/10;

- доступ к конкретному FTP-серверу для загрузки файлов данных;

- постоянный (статический) IP-адрес или уникальное DNS-имя для получения данных в онлайн-режиме.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б
(обязательное)

УСТАНОВКА ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Б.1 Установку программного обеспечения MIISView для работы с данными с локомотивов, оборудованных системами МИИС-1, выполнять в следующей последовательности.

Б.1.1 Установить диск с файлами дистрибутива в ПК.

Б.1.2 Запустить на выполнение программу установки MiisViewSetup.exe, расположенную на диске.

Б.1.3 Следовать указаниям программы установки на экране ПК до завершения процесса установки.

Б.1.4 Рекомендуется устанавливать программу на диск "С:". Если пользователь про-граммы MIISView является "Стандартным пользователем" Windows, то после установки программы необходимо проконтролировать права доступа пользователя к папке с установленной программой (по умолчанию "C:\MiisView"), должен быть обеспечен полный доступ к папке программы и всем подпапкам.

ПРИЛОЖЕНИЕ В
(обязательное)

ПОРЯДОК РАБОТЫ С ПРОГРАММОЙ MIISView

В.1 Назначение программы

В.1.1 Программа обработки данных MIISView предназначена для компьютерного про-смотра в диспетчерском пункте данных контроля параметров движения локомотивов внутризаводского транспорта.

В.1.2 Программа является составной частью МИИС-1.

Программа обеспечивает:

- считывание данных с FTP-сервера данных;

- считывание данных с USB-карты;

- сохранение считанных данных в посменном формате на жёстком диске ПК;

- расшифровку данных и представление на экране дисплея ПК графиков изменения параметров движения;

- просмотр и анализ графиков контролируемых параметров;

- вывод графиков на бумажный носитель;

- формирование отчетов показателей работы локомотива за смену;

- просмотр информации о местоположении локомотивов в реальном масштабе времени (при наличии постоянного (статического) IP-адреса или уникального DNS-имени) и из базы данных.


В.2 Условия выполнения программы

В.2.1 Для работы программы необходимы следующие аппаратные и программные средства:

- ПК с тактовой частотой процессора не ниже 2 ГГц и объёмом оперативной памяти не менее 2 Гб;

- принтер (при необходимости печати графиков);

- операционная система Windows ХР/Vista/7/10;

- подключение к сети Internet.


В.3 Выполнение программы

В.3.1 Запуск программы выполняется из меню "ПУСК" либо с помощью ярлыка «MIISView» на рабочем столе, либо другим способом, обеспечивающим загрузку исполни-тельного модуля MIISView.exe программы.

В.3.2 После запуска программы на экране монитора появляется главное окно, представленное на рисунке В.1.

Рисунок В.1 – Главное окно после запуска программы

В.3.3 На панели операций расположены кнопки управления функциями программы.

В.3.3.1 Кнопки "Скорость", "Давление" позволяют отобразить в области просмотра или скрыть соответствующие графики изменения во времени скорости и давления.

Кнопка "Бдительность" позволяет просматривать значения параметра "Бдительность". После нажатия этой кнопки на экране отобразится область просмотра, содержащая график изменения параметра.

В.3.3.2 Кнопка "Загрузить с FTP" позволяет загрузить данные о параметрах движения с FTP - сервера. После нажатия этой кнопки автоматически выполняется загрузка, а в информационном окне загрузки, пример которого приведён на рисунке В.2, отображается ход выполнения операции.

Примечание - Компьютер должен быть подключён к сети Интернет.

Рисунок В.2 – Окно загрузки файлов с FTP-сервера

В.3.3.3 Кнопка "Карта" позволяет просматривать информацию о местоположении локомотива. После нажатия этой кнопки на экране монитора появляется окно с картой местности, представленное на рисунке В.3.

Рисунок В.3 – Окно с картой местности

Имеется возможность просматривать информацию о местоположении локомотива как из базы данных, так и в реальном времени. Переключение режима осуществляется путём установки или снятия галочки рядом с окном "Просмотр данных On Line".

Примечание - Для просмотра информации о местоположении локомотива в реальном времени необходимо, чтобы у ПК был постоянный (статический) IP-адрес, или уникальное DNS-имя при подключении к сети интернет.

Для просмотра информации из базы данных необходимо подвести курсор указателя мыши к интересующей точке графиков скорости или давления и нажать левую кнопку мы-ши. При этом на карте должна появиться метка, указывающая на местоположение локомотива в момент времени, соответствующий положению курсора на графиках скорости или давления.

В.3.3.4 Кнопка "Отчёты" открывает вспомогательное меню, в котором содержатся команды:

- «Таблица интегральных показателей»;

- «Распечатать текущий вид графика».

Команда «Таблица интегральных показателей» формирует в табличной форме файл с суммарными данными измеряемых физических величин за выбранную смену.

Команда «Распечатать текущий вид графика» вызывает стандартный диалог Windows печати текущего вида графиков.

В.3.3.5 Кнопка "Настройки" отображает окно настроек программы MIISView. В настройках можно указать путь к хранению базы данных, полученных от установленных систем МИИС-1, настройки для соединения с FTP-сервером.

В.3.3.6 Кнопка "Системы" отображает окно настроек наблюдаемых систем. При нажатии отображается окно, соответствующее рисунку В.4.

Рисунок В.4 – Окно «Системы»

В окне «Системы и локомотивы» отображается список известных систем, где оператор может задать номер локомотива, на котором установлена данная система, а также диаметр колеса колесной пары, на которой установлен датчик скорости.

Коррекция диаметра колеса производится только посредством USB-диска. При этом оператор должен задать точное значение диаметра колеса, после чего параметры необходимо сохранить на USB-диске, выбрав нужный диск из списка подключенных дисков к ПК, и нажать кнопку «Записать параметры на USB». Затем этот диск необходимо подключить к системе, установленной на локомотиве, и следовать сообщениям на экране БИГ.

В.3.4 Панель навигации содержит:

- элемент управления "Перейти к" для выбора нужной даты. При нажатии на стрелку справа открывается календарь, позволяющий выбрать дату;

- кнопки "-=1=-", "-=2=-" выбора смены. Принято, что первая смена длится с 8:00 до 19:59, вторая смена - с 20:00 до 7:59;

- кнопку быстрого выбора даты, отличающейся от уже выбранной на один день.

При выборе новой смены или даты происходит обновление области просмотра, при этом выбирается первая смена.

В.3.5 В панели выбора локомотивов отображается список локомотивов с установленными системами МИИС-1. Каждая запись в списке локомотивов состоит из номера локомотива, соответствующего внутризаводскому перечню, и номера системы МИИС-1, указанного в скобках.

Для каждой установленной системы МИИС-1 оператор должен задать номер локомотива, в котором система эксплуатируется. Номер локомотива задаётся в настройках систем (п. В.3.3.6) программы МИИС-1.

При выборе нового локомотива происходит обновление области просмотра, при этом сохраняется выбранная дата просмотра.

В.3.6 В области просмотра отображаются данные контролируемых параметров в виде графиков за одну смену.

Графики можно масштабировать по времени. Для этого необходимо установить указатель мыши в начальную точку графика скорости или давления, нажать левую кнопку мыши, удерживая её, перевести указатель в конечную точку графика и отпустить. Чтобы восстановить первоначальный вид графиков, необходимо нажать на правую кнопку мыши.

Руководство по эксплуатации системы многофункциональной измерительной информационной МИИС-1 также можно загрузить виде файла.