Общество с ограниченной ответственностью «Фирма «Электроника-Бизнес-Сервис»
(ООО «Фирма «ЭлБиС»)
Снежинск
2021
Настоящее руководство по эксплуатации распространяется на преобразователь напряжения статический собственных нужд ПВС-2 Э2021 (далее по тексту ПВС-2) и предназначено для ознакомления с конструкцией, принципом действия и порядком работы с ним.
Обслуживающий персонал допускается к работе с ПВС-2 только после изучения настоящего руководства.
1 ОПИСАНИЕ И РАБОТА
1.1 Назначение
1.1.1 ПВС-2 предназначен для питания бортовой сети постоянным напряжением и заряда аккумуляторной батареи (АБ) на электровозах серии EL-21.
1.1.2 По устойчивости к климатическим воздействиям ПВС-2 относится к группе У3 исполнения по ГОСТ 15150-69.
1.1.3 Рабочий диапазон температур ПВС-2 - от минус 20 до плюс 60°С.
1.1.4 ПВС-2 устойчив к воздействию возникающих при эксплуатации механических нагрузок, соответствующих группе М25 по ГОСТ 17516.1-90.
1.2 Технические характеристики
1.2.1 Входное напряжение постоянного тока - от 1200 до 2000 В.
1.2.2 Выходное напряжение питания бортовой сети – 52 В.
1.2.3 Напряжение заряда АБ – от 40 до 63В.
1.2.4 Максимальный допустимый ток потребления бортовой сети – 60А.
1.2.5 Номинальное значение тока в режиме “ЗАРЯД”, поддерживаемое до достижения напряжением АБ верхнего значения, – 10А.
1.2.6 Встроенная защита по входному напряжению - от 3000 В.
1.2.7 Встроенная защита по току бортовой сети – от 60 А.
1.2.8 Время восстановления после срабатывания защиты по 1.2.7, 1.2.8 – не более 30 с.
1.2.9 Габаритные размеры преобразователя напряжения статического ПНС – 530x500x380 мм.
1.2.10 Масса ПНС – не более 40 кг.
1.2.11 Габаритные размеры регулятора напряжения бесконтактного РНБ – 230x320x120 мм.
1.2.12 Масса РНБ – не более 6 кг.
1.3 Комплектность
Комплект поставки ПВС-1 приведен в таблице 1.
Таблица 1
1.4 Устройство и работа
Структурная схема преобразователя ПВС-2 приведена на рис.1.
Рисунок 1 – Схема структурная ПВС-2
ПВС-2 состоит из преобразователя напряжения статического ПНС и регулятора напряжения бесконтактного.
Силовая часть ПВС-2 построена по структуре SIPO (последовательно по входу – параллельно по выходу). Данная структура позволяет использовать стандартные сетевые источники питания с повышенной изоляцией для создания высоковольтных по входу преобразователей напряжения. Диапазон допустимого входного напряжения каждого из источников питания (ИП) – от 180 до 370 В постоянного тока. Использование последовательно соединенных по входу шести ИП допускает подачу на вход ПНС “U3” напряжения в диапазоне от 1080 до 2220 В.
Один из ИП (AC-DC CONV. №1) является ведущим и имеет на выходе стабилизированное напряжение 50 В, пять остальных ИП - ведомые.
Плата управления, анализируя напряжения на входе каждого из ИП, формирует управляющие сигналы таким образом, чтобы путем регулирования выходных напряжений каждого из ведомых ИП установить на их входах напряжение, равное 1/6 части от напряжения на входе ПВС-2.
В случае аварийных ситуаций (перенапряжение на входе одного из ИП) происходит отключение с помощью быстродействующего ключа. Перенапряжение на входе ИП может быть связано с несколькими причинами: напряжение на входе ПВС-1 больше 2000 В; срабатывание защиты по току или температуре в одном из ИП; выход из строя одного из ИП.
Выход “BL” используется для питания бортовой сети электровоза, выход “BL16” – для формирования напряжения заряда АБ.
Регулятор напряжения бесконтактный РНБ содержит устройство управления, преобразователь напряжения и коммутатор цепи АБ.
Конструктивно все составные части ПВС-2 помещены в пылевлагозащищенные корпуса с классом защиты IP66.
На корпусах установлены винтовые клеммы для подключения к цепям электровоза.
1.5 Маркировка и пломбирование
1.5.1 Преобразователь напряжения статический ПНС имеет маркировку, содержащую товарный знак изготовителя, обозначение ПВС-2 Э2021. ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ НАПРЯЖЕНИЯ СТАТИЧЕСКИЙ Э2021.01.000, заводской номер.
1.5.2 Регулятор напряжения бесконтактный РНБ имеет маркировку, содержащую товарный знак изготовителя, обозначение ПВС-2 Э2021. РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ БЕСКОНТАКТНЫЙ Э2021.02.000, заводской номер.
1.5.3 Тара имеет маркировку "Верх", "Не бросать", "Боится сырости".
1.6 Упаковка
1.6.1 Упаковывание составных частей ПВС-2 производится в подборную тару. Содержимое в таре не должно перемещаться. Перемещение содержимого устраняется картоном, поролоном, оберточной бумагой.
1.6.2 Содержимое упаковки указывается в упаковочном листе. Упаковочный лист укладывается в тару.
2 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПО НАЗНАЧЕНИЮ
2.1 Техника безопасности
2.1.1 Установка и монтаж составных частей ПВС-2 должны производиться персоналом, прошедшим обучение и аттестованным предприятием-изготовителем или организацией, уполномоченной предприятием- изготовителем, под наблюдением мастера, ответственного за обслуживание электрооборудования локомотивов.
2.1.2 Монтаж ПВС-2 выполняется при отключенном питании бортовой сети локомотива.
2.2 Подготовка к использованию
2.2.1 Отключить АБ.
2.2.2 Установить и закрепить регулятор напряжения бесконтактный РНБ в кабине электровоза на месте размещения штатного регулятора напряжения.
2.2.3 Подключить к клеммам с обозначениями BL15, MN, BS, BL16, BL4 проводники с соответствующей маркировкой.
2.2.4 Установить тумблер ЗАРЯД на боковой стенке РНБ в положение ВКЛ.
2.2.5 Установить и закрепить преобразователь напряжения статический ПНС на месте размещения штатного мотор - генератора.
2.2.6 Подключить к клеммам с обозначениями BL16, BL, MN, U3, U4 проводники с соответствующими маркировками.
2.3 Порядок работы
2.3.1 Подать напряжение в бортовую сеть электровоза тумблером подключения аккумуляторной батареи. При этом на табло индикаторном должны появиться показания в окнах НАПРЯЖЕНИЕ АБ и ТОК АБ, соответствующие напряжению аккумуляторной батареи и току, потребляемому бортовой сетью электровоза.
2.3.2 Включить тумблер УМФОРМЕР ЗАРЯДА на пульте управления в кабине электровоза и убедиться в появлении на табло индикаторном в окне НАПРЯЖЕНИЕ БС показания, соответствующего напряжению бортовой сети электровоза от 48 до 52 В. При этом должен загореться индикатор ЗАРЯД на табло индикаторном, что свидетельствует о заряде аккумуляторной батареи. НАПРЯЖЕНИЕ АБ по мере заряда будет возрастать до 60…62 В. Показания ТОК АБ должны находиться в пределах 10 А.
2.3.3 Установить тумблер ЗАРЯД на боковой стенке РНБ в положение ВЫКЛ для прекращении заряда АБ. При этом ток заряда АБ должен уменьшиться до 0 А.
3 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
3.1 Общие указания
Предусматриваются следующие виды технического обслуживания:
- проверка технического состояния при эксплуатации;
- периодическое и послеремонтное обслуживание.
3.2 Меры безопасности
3.2.1 Техническое обслуживание ПВС-2 должно производиться персоналом, прошедшим обучение под руководством представителя предприятия-изготовителя или представителя организации, уполномоченной предприятием-изготовителем.
3.2.2 Работы, связанные с подключением и отключением ПВС-2, выполнять при отключенном питании бортовой сети электровоза.
3.3 Проверка технического состояния при эксплуатации
3.3.1 Проверка технического состояния при эксплуатации производится в порядке технического обслуживания электровоза, но не реже, чем через 6 месяцев.
3.3.2 Проверить отсутствие механических повреждений, коррозии и отслоения лакокрасочных покрытий на поверхности корпусов составных частей ПВС-2.
3.3.3 Провести контрольный цикл заряда АБ по следующей методике:
- установить тумблер ЗАРЯД на боковой стенке РНБ в положение ВКЛ.
- выполнить действия по 2.3.1 и 2.3.2;
- после достижения напряжением АБ значения 60 В установить тумблер ЗАРЯД на боковой стенке РНБ в положение ВЫКЛ;
- убедитесь в снижении значения тока заряда до 0 А.
3.4 Периодическое и послеремонтное обслуживание
3.4.1 Периодическое обслуживание включает в себя:
- визуальный контроль на наличие повреждений;
- удаление пыли и влаги с внешних поверхностей;
- восстановление (при необходимости) лакокрасочных покрытий;
- проверку комплектности.
3.4.2 Послеремонтное обслуживание включает в себя проведение контрольного цикла заряда АБ по 3.3.3.
4 ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ И МЕТОДЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ
Перечень возможных неисправностей приведен в таблице 2.
Таблица 2
5 ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ
5.1 Транспортирование упакованного в тару ПВС-2 может производиться железнодорожным, водным и воздушным транспортом на любые расстояния без ограничения скорости.
5.2 Складское хранение ПВС-2 производить в упаковке при температуре от 5 до 35°С и относительной влажности до 85% при отсутствии в помещении паров кислот, щелочей и других агрессивных компонентов.
6 УТИЛИЗАЦИЯ
6.1 ПВС-2 не содержит материалов, представляющих опасность для жизни.
6.2 При утилизации произвести полную разборку составных частей ПВС-2 с использованием универсальных инструментов.
6.3 Утилизация ПВС-2 осуществляется отдельно по группам материалов: пластмассовые, металлические и радиотехнические элементы.